Трогательная история майкопского мальчика, не умеющего обижаться и обижать

Автор: Ирина Ефимова

Солнечным деньком на городском стадионе вместе с ним мы наблюдаем за состязаниями «Мама, папа, я – спортивная семья» и горячо болеем за команду наших друзей. От переполняющих эмоций и впечатлений, ему неймется. Он крутится и вертится вокруг инвалидной коляски, в которой сижу я, неуклюже прыгает и время от времени, приваливаясь, кладет голову мне на плечо, а потом, в один из моментов, вдруг берет мою руку и начинает целовать ее.

— Ариша, я тебя люблю! – не выговаривая букву «р», по-детски трогательно признается в своих чувствах мальчуган.

Обнимаю его и, готовая разреветься от этой незатейливой искренности, дрогнувшим голосом произношу в ответ: — Я тоже тебя люблю!

* * *
Влад родился здоровым и крепким малышом. Рос активным и любознательным. А семь лет назад случилась страшная трагедия, изменившая весь привычный уклад жизни его семьи, – ребенок упал с высоты шестого этажа. Но, не взирая на тяжесть полученных травм, выжил. И вопреки неблагоприятным прогнозам врачей ходит, говорит, пишет, рисует, читает, считает и даже учится ездить на велосипеде. В общем, делает все то, что должен делать мальчишка в свои 9 лет. Он не осознает себя иным, не таким как прочие ребята, его ровесники. Сильно переживал, когда год назад его не взяли для участия в танцевальной постановке на новогоднем утреннике. И бесконечно был счастлив, отплясывая наравне с другими под шуточную мелодию, на празднике в этом году.

На сегодняшний день к его достижениям следует добавить и неплохие показатели по основным школьным предметам. Можно даже помпезно провозгласить – начальная ступень школьного курса пройдена с успехом! Чья заслуга? В первую очередь, его мамы – волевой, сильной духом, неунывающей, а главное не впавшей в депрессию и не опустившей руки тогда, семь лет назад…

* * *
С Анной Рауд мы знакомы года четыре. Именно в тот период только-только, если можно так выразиться, начинали входить в обиход такие понятия, как «интеграция и социализация инвалидов», «толерантность» и «инклюзия», а проблемы людей с ограниченными возможностями и организация «безбарьерного пространства» пополнили топ «трендовых» тем. Я восхищаюсь этой женщиной, ее жизнелюбием и жизнестойкостью, стремлением поддержать всех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, быть полезной не словами, а делом.

Анна создала общественную организацию «Солнечные мамочки Адыгеи», миссия которой – собрать и объединить родителей, воспитывающих деток с дополнительными потребностями, мотивируя их к активной жизненной позиции. Но и не только. Своим подопечным Анна помогает разобраться во всех тонкостях и нюансах законодательного порядка, касающихся вопросов инвалидности. Трудности каждого воспринимает как личные. Хлопочет, стараясь разрешить те или иные возникшие проблемы, и безустанно доказывает чиновникам: инвалидность – не приговор, и каждый из особенных малышей способен к обучению, разумеется, с учетом индивидуальных возможностей.

А еще директор организации «Солнечные мамочки Адыгеи» считает, что термин «толерантность» следует исключить, не использовать его в отношении лиц с особыми потребностями, так как просто «терпеть» – не означает относиться уважительно, а уж тем более с пониманием.

— С тех пор, как беда пришла в нашу семью и врачам удалось совершить невозможное – спасти Владу жизнь, моим кредо стало: «Раз живет, значит должен расти и развиваться», — признается Анна. – Папа, бабушка, дедушка и я – все принимаем участие в его реабилитации и образовании. Бесконечные медицинские консультации у специалистов, курсы терапии в стационарах – это как должное, без чего в нашей ситуации невозможно обойтись. А обучение и развитие – вообще отдельная история! Педагоги платные и бесплатные, посещение каруселей, детских площадок, выставок, экскурсии, словом, бываем везде и всюду. Результат очевиден: все идет ребенку на пользу!

С трепетом в сердце провожала его в первый класс, — вспоминает наша героиня. – Насколько легко ему будет даваться школьная программу? Сможет ли Влад научиться бегло читать? Как выработать более-менее каллиграфический почерк у моего ребенка? Вопросы, страхи, сомнения… Хотя, впрочем, им и следовало иметь место быть: ведь мы, так сказать, стояли на пороге чего-то для нас нового и еще неизведанного. Однако переживания оказались напрасны. Ведь не зря говориться, что старания и труд всё перетрут!

4

А для того, чтобы социальная адаптация детей с особенностями развития и здоровья, проживающих в Майкопе, осуществлялась эффективней, и сам процесс охватывал как можно большее количество нуждающихся в этом лиц, с февраля нынешнего года Анна Рауд для учащихся школ города и студентов местных ВУЗов стала проводить занятия «Стираем границы».

Проект «Стираем границы» реализуется Региональным отделением Общероссийского народного фронта в Республике Адыгея. «Солнечные мамочки Адыгеи» активно подключились к этой работе.

— Считаю, что мы, как никто другой, лично заинтересованы в успешной реализации данного проекта. Ведь основная его цель – способствовать развитию у молодежи и подростков понимания проблем инвалидности, а также уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, — поясняет Анна. – В ходе мероприятий школьники получают элементарное представление о том, какими бывают физические ограничения у людей с инвалидностью, для чего нужен пандус и тактильная плитка, понижение бордюрного камня и звуковой светофор, кого обслуживает «Социальное такси». Затрагивается и ряд других тем, касающихся людей с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает директор общественной организации. — Наши особенные детки растут. Они уже сегодня строят планы на будущее. И от того, насколько правильно удастся сейчас адаптировать сознание подрастающего поколения к восприятию людей с инвалидностью, во многом зависит суждено ли будет мечтам ребят с дополнительными потребностями осуществиться. В том числе смогут или нет сбыться в этой жизни мечты и моего сына, — убеждена наша героиня. сбыться

Проект «Стираем границы», включает в себя не только проведение занятий, но и организацию большого детского инклюзивного Фестиваля равных возможностей «Веснушки Земли». И Анна Рауд в числе самых активных его устроителей.

— Правда жизни такова, что малыш с ограниченными возможностями большую часть своей жизни проводит в достаточно узком и замкнутом обществе, как правило, в кругу семьи, в основном с мамой. Ребенок зависим от нее. Он привычен к исключительному вниманию к своей персоне, и, зачастую, не способен устанавливать контакт со сверстниками. А гиперопека родителей мешает формированию у него таких социально значимых качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность, навыки делового общения. Формат Фестиваля «Веснушки Земли» рассчитан в том числе и на то, чтобы мотивировать к активной жизненной позиции родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью. Когда мама видит, как ее «веснушка» в команде сверстников старательно и успешно выполняет незатейливые игровые задания, думаю, что чувство радости и определенного рода гордости переполняет ее сердце. В такие моменты родители начинают верить в еще нераскрытый потенциал своего малыша. Это для них сама отличная мотивация, а в целом – путь, направленный на достижение успеха в решении проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем, — считает руководитель группы «Социальная справедливость» Регионального отделения Общероссийского народного фронта в Республике Адыгея Анна Рауд.

В июне 2017 года детский инклюзивный Фестиваль равных возможностей «Веснушки Земли» с огромным успехом прошел в Майкопе уже в третий раз. Год от года количество его участников увеличивается. Праздничное мероприятие собрало на своих площадках около пятисот ребят, подарив юным жителям республиканской столицы смех и радость, общение и массу ярких положительных эмоций. Были среди них и те, для кого Анна проводила занятия «Стираем границы». Школьники вместе с «веснушками» проходили по маршруту увлекательного квеста, а ребята-студенты помогали организаторам в качестве волонтеров.

— На игровых и АРТ-площадках Фестиваля «Веснушки Земли» учащиеся как раз-таки и смогли пообщаться со своими сверстниками, имеющими дополнительные потребности, познать чувство дружбы и сплоченности, на деле проявить взаимопонимание и взаимовыручку, равенство и человеколюбие — то, о чем они с воодушевлением дискутировали на наших занятиях, — пояснила «солнечная мамочка».

7

* * *
— Влад, а что ты загадал, когда на «Веснушках» отпускал в небо свой желтый воздушный шарик, — спросила я у юного друга.
— Чтобы все люди всегда дружили, а дети никогда не болели и не плакали, — как обычно искренне признался малыш…